Дэвид Линч
В восьмидесятые годы Дэвид Линч, снявший "Твин Пикс" вместе со
сценаристом Марком Фростом, прославился как один из самых престижных
американских кинематографистов... и, вместе с тем, - как один их самых
странных.
Его первый художественный фильм "Голова-убийца" был, по сути,
студенческой лентой, развернутой в полнометражную работу. Но его
гротескные образы так прочно врезались в память, что лента стала
культовой, и многие годы ее демонстрировали на полуночных сеансах в
студенческих городках. Благодаря этому фильму комический режиссер и
актер Мел Брукс пригласил молодого постановщика снимать фильм
"Человек-слон" (1980), серьезную ленту, продюсером которой был Брукс.
Новую работу выдвинули на много "Оскаров", в том числе и за лучшую
режиссуру.
Следующим проектом Линча стала неудачная экранизация
научно-фантастического романа Фрэнка Херберта "Дюна" для продюсера
Дино де Лаурентиса. Но хотя эта лента стала коммерческой и
художественной катастрофой, в 1986 году режиссер с триумфом вернулся в
Голливуд, сняв "Голубой бархат" - жестокий сюрреалистический взгляд на
изнанку жизни "средней Америки", ошеломивший зрителей. За эту работу
он вторично был выдвинут на "Оскара" за лучшую постановку.
Однако только после съемок пилотного фильма и семи первых эпизодов
телевизионного суперхита АВС "Твин Пикс" имя Линча стало известно
практически каждой американской семье. В сериале не участвовали
знаменитые звезды, и продюсеры рассчитывали в основном на
скандально-провокационную репутацию Линча.
Когда сериал неожиданно для всех стал невероятно популярен, Линч стал
появляться во всех ток-шоу американского телевидения. Его фотографии
были опубликованы на обложках многих известных журналов США. Статьи о
нем носили названия вроде "Парень с Марса, живущий по соседству", и
это очень точно характеризовало феномен личности режиссера в
общественном сознании. Внешне Линч очень похож на обычного человека,
представителя американского среднего класса: его акцент и манера
говорить напоминают Джеймса Стюарта, одевается он консервативно и
всегда носит короткую стрижку. Но когда этот "простой парень" выходит
на съемочную площадку, то снимает истории о продажности, подавленных
сексуальных инстинктах, странных психических силах и мрачных,
необъяснимых сторонах действительности, скрывающихся за фасадом
благополучного и безоблачного американского стиля жизни.
Любопытные журналисты часто задают Линчу вопросы о смысле тех или иных
сцен, но режиссер всегда неохотно объясняет свои работы для широкой
публики. Многие критики называли "Твин Пикс" сериалом, потрясшим устои
и начавшим новую эру в истории телевидения, но Линч уверяет, что он
вовсе не собирался этого делать. "Мы не хотели что-либо менять. Мы
просто хотели снять "Твин Пикс".
"Когда мы с Марком писали эту вещь, она сама выливалась из-под пера...
Как будто история уже существовала, и мы просто ее вспоминали. Она
была написана очень быстро".
Одержимые фанаты придумывали изощреннейшие интерпретации смысла
происходящих событий, но Линч отказывался подтверждать или опровергать
их домыслы. Когда его спросили, какой смысл вкладывается в название
"Твин Пикс" ("Вершины-близнецы"), режиссер ответил: "Это просто
название города. Дословно... Люди начали спорить о том, почему вершины
две, стали искать в этом особый смысл, предполагать, что в названии
зашифрованы женские груди и прочие вещи. Это замечательно, но мы имели
в виду только название города, означающее две горы, расположенные
рядом. Это не было метафорой. Все было просто и дословно. Но, как
часто случается, когда начинаешь вдумываться в простое название,
каждый может найти в нем свой смысл".
Когда в середине второго сезона демонстрации шоу популярность резко
упала, режиссера спросили, с чем он это связывает. Он ответил: "Думаю,
произошли две вещи... а может быть, больше. В самом начале мы с Марком
не собирались открывать, кто убил Лору Палмер. Помните сериал
"Беглец"? Разве герой находит однорукого убийцу? (он находит его
только в последнем эпизоде сериала - прим. ред.). Убийство должно было
отойти на второй план, мы хотели развивать и выводить на первый план
другие темы. Шум вокруг смерти Лоры Палмер должен был постепенно
утихнуть. Но публика желала знать имя преступника, и мы не могли
продолжать держать ее в неведении, это было невозможно. Но это же и
убило шоу."
Не меньшей проблемой были темпы съем ок - по часовому эпизоду каждую
неделю. "Думаю, если бы я был в состоянии лично работать над каждым
эпизодом вместе с Марком, как вначале, я был бы более удовлетворен
результатом. Это все, что я могу сказать."
Что касается возможности продолжения "Твин Пикс" в кино или на
телевидении, помимо снятого в 1992 году фильма "Твин Пикс - огонь, иди
со мной", Линч надеялся на это долгое время после завершения шоу. "Я
так люблю вселенную "Твин Пикс" и чувствую, как много в ней заложено.
Да, в этом мире я чувствую себя немного сумасшедшим. Поэтому я мог бы
сделать там еще много интересного". Но в августе 1993 года Линч
признался, что вряд ли удастся снять новые эпизоды. "Думаю, теперь это
уже можно считать прошлым. Лучше не зарекаться, но большинство людей,
которые были заняты в "Твин Пикс", сейчас переключились на другие
проекты, поэтому я не думаю, что сейчас это сможет осуществиться".
Материл предоставлен
Яной Новгородской