Дэвид Линч
"Идеи диктуют все; ты должен быть верен этому - либо ты мертв"
Дэвид Линч

Кто: режиссер, сценарист, актер
Дата рождения: 20 января 1946 г.
Место рождения: город Миссула, штат Миннесота, США
Знак зодиака: козерог

Образование: посещение лекций в Вашингтонской школе искусств Коркоран (Corcoran School of Art), в Бостонской музейной школе (Boston Museum School), в Филадельфийской академии искусств (Philadelphia Academy of Fine Arts) и в Лос-Анжелесском центре изучения кино (Center for Advanced Film Studies)

Родные:
Отец: Дональд (Donald), специалист по сельскому хозяйству.
Мать: Санни (Sunny), преподаватель.
Брат: Джон (John), специалист по электроснабжению.
Сестра: Марта (Martha), финансист.

Супруги и дети:
- Пегги Риви (Peggy Reavey), состояли в официальном браке с 1967 по 1974 гг., дочь - Дженнифер (Jennifer) 1968 г. р.; - Мэри Фиск (Mary Fisk), сын - Остин (Austin) 1977 г. р.,
- в настоящее время подругой Линча является монтажер Мэри Суини (Mary Sweeney), мать третьего ребенка, сына Райли (Riley)

Таких режиссеров, как Дэвид Линч, больше нет. И для многих это не секрет. Линч разносил газеты в 1978 году, чтобы поддержать свое существование во время съемок фильма "Eraserhead". Это был сюрреалистичный, местами отталкивающий черно-белый ночной кошмар, который стал уже культовой классикой. Режиссера заметили в Голливуде. Однако только Мэл Брукс (Mel Brooks) дал ему возможность быть режиссером нового фильма. "Человек-слон" ("The Elephant Man"), снятый Линчем в 1980 году, завоевывает 8 "Оскаров"* и открывает перед режиссером широкие перспективы. Но начнем по-порядку.

Дэвид Линч родился в семье специалиста по сельскохозяйственным растениям. Вместе с родителями он переезжает из Айдахо в Вашингтон, а затем в Вирджинию. Затем в постоянной смене университетов проходят его годы учебы.

В 1968 году Линч снимает пятиминутный любительский фильм "Алфавит" ("Alphabet"), который позволяет ему получить грант от Американского института кинематографии на съемки короткометражного фильма. На эти деньги он снимает в 1970 году фильм "Бабушка" ("The Grandmother").

После нескольких лет работы и учебы в Центре по изучению кино в Лос-Анжелесе Линч снимает свой "Eraserhead". Надо сказать, что кроме поразившей всех гротескности, фильму была свойственна необычная духовная чистота. Этот момент и стал решающим, когда Мел Брукс предложил Линчу снять фильм по его сценарию. По мысли Брукса, именно Дэвид Линч был тем режиссером, который мог снять фильм о человеке с ужасающей внешностью, но прекрасной душой. Картина "Человек-слон", снятая Линчем в 1980 году, изображала тоску и страх персонажа. Доступная человечность фильма сделала его кассовым.

После столь шумного успеха режиссеру предлагают снять третью серию "Звездных войн" - "Возвращение Джеди" ("Return of the Jedi"). Линч предпочитает заняться съемками фильма по собственному сценарию на студии Фрэнсиса Форда Копполы. Этот проект так и не был завершен. Тут же Линч берется за съемки еще одной картины, продюсером которой стал Дино де Лаурентис. Научно-фантастическая новелла "Дюна" ("Dune") (1984 год), будучи на этот раз законченной, стала полным провалом. Перед выходом фильм был сильно сокращен, что сделало его еще более туманным и запутанным. Позже сам Линч вспоминал, что ему не удалось выразить в картине то, что он хотел.

Однако вскоре режиссер показывает свой настоящий уровень. В 1986 году выходит его новый фильм "Голубой бархат" ("Blue Velvet") - автобиографический опус, навеянный Кафкой, Босхом, Бунюэлем и Хичкоком. Главную роль в картине сыграл известный по многим ролям актер Кайл МакЛохлан (Kyle McLachlan). Его роль "чистенького красавца" оттеняет странную атмосферу этого фильма. В этой картине, как и в других, Дэвид Линч проявляет интерес к созданию особого напряжения во время действия, к сексуальным и вообще биологическим функциям (и дисфункциям) своих героев. Индустриальные картинки и звуки только поддерживают жутковатое ощущение от созданной им искусственной реальности.

В 1990 году Линч снимает свой самый знаменитый фильм "Твин Пикс" ("Tween Peaks"). Эта более "скромная" вариация на темы из "Голубого бархата" облетела весь мир, порождая волны восторженных зрителей. Чтобы придать смысл столь запутанной развязке истории, Линч выпускает в 1992 году "Огонь, иди со мной" ("Fire Walk With Me"). Эта серия, не менее запутанная, чем остальные, ответила наконец на главный вопрос: "кто убил Лору Палмер?".

Усталость, вызванная съемками "Твин Пикс", заставила Линча прекратить на время режиссерскую деятельность. Однако его гипнотизирующий фильм "Затерянное шоссе" ("Lost Highway") вернул кинематографисту былую популярность.

Экспериментирующий и постоянно артистичный, Дэвид Линч занимается также живописью, продюсированием музыкальных записей и созданием рисунков для мультфильмов.


* Автор ошибся, фильм был только номинирован на "Оскар"

Материл предоставлен Яной Новгородской
back

back to main