Дэвид Линч
В восьмидесятые годы Дэвид Линч, снявший "Твин Пикс" вместе со сценаристом Марком Фростом, прославился как один из самых престижных американских кинематографистов... и, вместе с тем, - как один их самых странных. Его первый художественный фильм "Голова-убийца" был, по сути, студенческой лентой, развернутой в полнометражную работу. Но его гротескные образы так прочно врезались в память, что лента стала культовой, и многие годы ее демонстрировали на полуночных сеансах в студенческих городках. Благодаря этому фильму комический режиссер и актер Мел Брукс пригласил молодого постановщика снимать фильм "Человек-слон" (1980), серьезную ленту, продюсером которой был Брукс. Новую работу выдвинули на много "Оскаров", в том числе и за лучшую режиссуру. Следующим проектом Линча стала неудачная экранизация научно-фантастического романа Фрэнка Херберта "Дюна" для продюсера Дино де Лаурентиса. Но хотя эта лента стала коммерческой и художественной катастрофой, в 1986 году режиссер с триумфом вернулся в Голливуд, сняв "Голубой бархат" - жестокий сюрреалистический взгляд на изнанку жизни "средней Америки", ошеломивший зрителей. За эту работу он вторично был выдвинут на "Оскара" за лучшую постановку. Однако только после съемок пилотного фильма и семи первых эпизодов телевизионного суперхита АВС "Твин Пикс" имя Линча стало известно практически каждой американской семье. В сериале не участвовали знаменитые звезды, и продюсеры рассчитывали в основном на скандально-провокационную репутацию Линча. Когда сериал неожиданно для всех стал невероятно популярен, Линч стал появляться во всех ток-шоу американского телевидения. Его фотографии были опубликованы на обложках многих известных журналов США. Статьи о нем носили названия вроде "Парень с Марса, живущий по соседству", и это очень точно характеризовало феномен личности режиссера в общественном сознании. Внешне Линч очень похож на обычного человека, представителя американского среднего класса: его акцент и манера говорить напоминают Джеймса Стюарта, одевается он консервативно и всегда носит короткую стрижку. Но когда этот "простой парень" выходит на съемочную площадку, то снимает истории о продажности, подавленных сексуальных инстинктах, странных психических силах и мрачных, необъяснимых сторонах действительности, скрывающихся за фасадом благополучного и безоблачного американского стиля жизни. Любопытные журналисты часто задают Линчу вопросы о смысле тех или иных сцен, но режиссер всегда неохотно объясняет свои работы для широкой публики. Многие критики называли "Твин Пикс" сериалом, потрясшим устои и начавшим новую эру в истории телевидения, но Линч уверяет, что он вовсе не собирался этого делать. "Мы не хотели что-либо менять. Мы просто хотели снять "Твин Пикс". "Когда мы с Марком писали эту вещь, она сама выливалась из-под пера... Как будто история уже существовала, и мы просто ее вспоминали. Она была написана очень быстро". Одержимые фанаты придумывали изощреннейшие интерпретации смысла происходящих событий, но Линч отказывался подтверждать или опровергать их домыслы. Когда его спросили, какой смысл вкладывается в название "Твин Пикс" ("Вершины-близнецы"), режиссер ответил: "Это просто название города. Дословно... Люди начали спорить о том, почему вершины две, стали искать в этом особый смысл, предполагать, что в названии зашифрованы женские груди и прочие вещи. Это замечательно, но мы имели в виду только название города, означающее две горы, расположенные рядом. Это не было метафорой. Все было просто и дословно. Но, как часто случается, когда начинаешь вдумываться в простое название, каждый может найти в нем свой смысл". Когда в середине второго сезона демонстрации шоу популярность резко упала, режиссера спросили, с чем он это связывает. Он ответил: "Думаю, произошли две вещи... а может быть, больше. В самом начале мы с Марком не собирались открывать, кто убил Лору Палмер. Помните сериал "Беглец"? Разве герой находит однорукого убийцу? (он находит его только в последнем эпизоде сериала - прим. ред.). Убийство должно было отойти на второй план, мы хотели развивать и выводить на первый план другие темы. Шум вокруг смерти Лоры Палмер должен был постепенно утихнуть. Но публика желала знать имя преступника, и мы не могли продолжать держать ее в неведении, это было невозможно. Но это же и убило шоу." Не меньшей проблемой были темпы съем ок - по часовому эпизоду каждую неделю. "Думаю, если бы я был в состоянии лично работать над каждым эпизодом вместе с Марком, как вначале, я был бы более удовлетворен результатом. Это все, что я могу сказать." Что касается возможности продолжения "Твин Пикс" в кино или на телевидении, помимо снятого в 1992 году фильма "Твин Пикс - огонь, иди со мной", Линч надеялся на это долгое время после завершения шоу. "Я так люблю вселенную "Твин Пикс" и чувствую, как много в ней заложено. Да, в этом мире я чувствую себя немного сумасшедшим. Поэтому я мог бы сделать там еще много интересного". Но в августе 1993 года Линч признался, что вряд ли удастся снять новые эпизоды. "Думаю, теперь это уже можно считать прошлым. Лучше не зарекаться, но большинство людей, которые были заняты в "Твин Пикс", сейчас переключились на другие проекты, поэтому я не думаю, что сейчас это сможет осуществиться".

Материл предоставлен Яной Новгородской
back

back to main